ПАМЯТКА для родителей по профилактике сексуального насилия в отношении несовершеннолетних
Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
Родители должны обращать внимание на следующие особенности в поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему:
- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
- сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
- демонстрация «взрослого» поведения, интерес к вопросам секса;
- ребенок много времени проводит в семье знакомых, одноклассников, соседей, не стремится домой после школы;
- прогулы занятий в учреждении образования, внезапное изменение успеваемости.
Избежать насилия можно, но для этого необходимо помочь ребенку усвоить «Правило пяти «нельзя»:
- Нельзя разговаривать с незнакомцами на улице и впускать их в дом.
- Нельзя заходить с незнакомыми людьми в подъезд, лифт, лес и другие нелюдные места.
- Нельзя садиться в чужую машину.
- Нельзя принимать от незнакомых людей подарки (конфеты, мороженое, игрушки и др.) и соглашаться на их предложение пойти к ним домой или еще куда-либо.
- Нельзя задерживаться на улице одному, особенно с наступлением темноты.
Постройте с ребенком теплые, доверительные отношения! Часто в беду попадают именно те дети, которым дома не хватает любви, ласки и понимания.
Если случилась беда, обратитесь за профессиональной консультацией специалиста (психологической, правовой, медицинской).
Во всех областях республики и в г.Минске создана и функционирует служба «Экстренной психологической помощи» по «Телефонам доверия».
Помощь оказывается высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии бесплатно и анонимно.
Номера телефонов службы экстренной психологической помощи в Республике Беларусь
Брестская область: г. Брест 80162 255727 (круглосуточно)
Витебская область: г. Витебск 80212 616060 (круглосуточно)
Гомельская область: г. Гомель 80232 315161 (круглосуточно)
Гродненская область: 80152 39-83-31 (круглосуточно), 80152 39-83-28 (круглосуточно)
Могилевская область: г. Могилев 80222 71-11-61(круглосуточно)
г.Минск: для взрослых 8017 3524444 (круглосуточно), 8017 3044370 (круглосуточно)
для детей 8017 2630303 (круглосуточно), 8-801-100-1611 (круглосуточно) Республиканская «Детская телефонная линия»
Минская область: 8017 270-24-01 (круглосуточно), 8029 899-04-01 (круглосуточно).
Сексологическую помощь в системе здравоохранения республики осуществляют учреждения, связанные с охраной психического здоровья. Помощь оказывает врач-психиатр-нарколог или врач-психотерапевт, прошедший повышение квалификации по сексологии.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ? |
Наше понимание эффективной профилактики сексуального насилия основано на простом факте: если дети и подростки чувствуют себя свободными, защищёнными и сильными, то они реже подвергаются сексуальному насилию и/или имеют лучший доступ к своевременной помощи. Невзирая на это, вся ответственность в ситуации сексуального домогательства или насилия над детьми и подростками в любом случае лежит на нас, взрослых. Кроме того, именно мы можем научить детей правильно реагировать в таких ситуациях. Поэтому мы все обязаны хорошо представлять, что такое сексуальное насилие над детьми и как ему можно противостоять. Чаще всего насильниками являются мужчины – члены семьи или знакомые ребёнка, и такого рода насилие всегда связано с секретностью, тайной. Тот факт, что знакомый, близкий или даже родной человек может использовать свою власть для того, чтобы получить сексуальное удовлетворение, вызывает у пострадавших детей и подростков целую бурю противоречивых чувств. Не существует единственно верного рецепта против данного вида эксплуатации детей. Но есть методы, которые могут поддержать детей и подростков в подобной ситуации и придать им сил среди бури чувств и эмоций. Профилактика сексуального насилия в отношении детей и подростков – это не инструкции, предупреждения или запреты, а выстраивание открытых, безопасных и уважительных отношений с детьми. Несмотря на беспокойство о безопасности ребёнка, необходимо учить детей независимости. Эффективная профилактика – это разговоры о различных видах нарушения личных границ, о том, как важно доверять своим ощущениям, искать и получать помощь, о праве детей на телесное, сексуальное и гендерное самоопределение, это обучение критическому мышлению, объяснение сути структурной дискриминации и вреда стереотипов, а также общий позитивный тон сексуального просвещения детей. Но самое важное в профилактике насилия – это личный пример окружающих взрослых, их внимание к своим эмоциям и проговаривание своих чувств. Различные области профилактики Чувства Умение распознать и доверять собственным чувствам имеет очень важное значение для выстраивания общения с людьми и способности защитить себя. Стать взрослыми – это не значит научиться справляться со своими чувствами, это значит научиться распознавать и называть огромное количество разнообразных, перепутанных и противоречивых чувств. Очень важно уметь признавать и уважать не только собственные чувства, но и чувства других людей. Приятные и неприятные прикосновения Дети и подростки имеют право принимать решения относительно собственного тела – в том числе о том, кто, когда, как и где может к ним прикасаться. Общаясь с детьми, необходимо научить их пониманию того, что их тело ценно, уникально и нуждается в защите. Всем детям нужна нежность и ласка. Но часто взрослые прикасаются к ним, не спрашивая, как будто так и надо. На нас, взрослых, лежит ответственность замечать и пресекать такого рода контакты. Прикосновения бывают разными: приятными или неприятными, а также возбуждающими необычные чувства, и дети хорошо способных их различать. Важно тренировать детей в распознании различных видов прикосновений, ведь во время сексуальных домогательств огромную роль играют именно те прикосновения, что возбуждают «необычные» или «странные» чувства.
Сексуальное образование Для того, чтобы дети и подростки воспринимали свои тела и сексуальность как что-то позитивное и прекрасное, что-то, что нужно беречь и защищать, необходимо обеспечить им адекватное половое воспитание в соответствующей возрасту форме. Дети должны знать термины, обозначающие различные части их тел и аспекты сексуальности, и не бояться их произнести, а также получать серьёзные и правдивые ответы на свои вопросы. Тайны чудесные и тайны неприятные Есть чудесные тайны, за которыми скрывается радость, а есть гнетущие, неприятные тайны, создающие страх и дискомфорт. Мы обсуждаем с детьми, что такие тайны, которые связаны со страхом и угрозами, – это не тайны, а шантаж, и что рассказать о них – это не предательство. Умение ставить границы Все люди имеют право на личные границы, право сказать «нет» быть при этом услышанными. Дети смотрят на нас и важно, чтобы мы, взрослые, ясно обозначали собственные границы и говорили об этом с детьми. Дети и подростки должны видеть перед собой пример того, что они могут сказать «нет», и это «нет» будет услышано. Просить о помощи – это смело Просить о помощи и поддержке – это не признак слабости, а совсем наоборот. И маленькие, и большие дети должны понимать, что они могут попросить о помощи и имеют право выбирать, к кому за этой помощью обратиться. Если ребенку не поверили, важно поговорить об этом и подсказать возможности, к кому ещё можно пойти. Это нормально, если ребёнок найдёт другого человека, которой сможет доверять Вся вина лежит только на тех, кто нарушает границы, запутывает и эксплуатирует других Дети часто чувствуют себя виноватыми. Не только в тех случаях, когда взрослые им не верят или несправедливо обвиняют, но когда с ними происходит что-то «странное», «тайное» или «постыдное». Наша обязанность как взрослых людей – снять с детей этот груз вины и дать им понять, что они не виноваты, когда кто-то создаёт неприятную обстановку, прикасается к ним или разговаривает с ними так, как им не нравится. Помощь в борьбе с навязанными ролями и ожиданиями Дети получают информацию о том, как надо себя вести, от нас, взрослых, а также из СМИ, из языка и визуальных образов, которые их окружают, – например, представление о том, что мальчикам нужно больше места, а девочки должны быть уступчивыми и прощающими. Важно, чтобы мы осознанно относились к такого рода моделям и учили детей выражать весь спектр эмоций и типов поведения. Рядом с нами есть дети, которые сильно страдают от такого якобы "нормального" поведения и сражаются против навязывания им гендерных стереотипов. Дети, которых игнорируют, сексуализируют или обижают сверстники и сверстницы, – это дети, которые просто хотят быть самими собой и нуждаются в нашей поддержке; ведь им понадобится так много смелости и сил, чтобы пройти свой собственный путь среди навязываемых в обществе норм и несправедливости. |
Информация подготовлена
из интернет-источников