20 сентября- День здоровья школьника. Профилактика нарушений зрения

Как сохранить зрение школьника.
Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Зрение - это величайшая человеческая ценность, и информация о том, как сберечь его, доступна всем. Глаза являются важнейшим органом восприятия окружающего мира, и каждый определяет для себя сам: смотреть на окружающий мир ясными глазами или через очки.
Нарушения зрения у школьников — явление нередкое. Наиболее часто встречается близорукость, активно прогрессирующая в школьные годы. Близорукий ребенок плохо видит предметы, расположенные вдали, сохраняя способность видеть предметы, находящиеся вблизи. Начало развития близорукости обычно приходится на 6—10-летний возраст. И к окончанию школы практически каждый четвертый-пятый выпускник страдает близорукостью.
Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия
(близорукость), астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору.
Миопия (близорукость) возникает из-за перенапряжения глаз ребенка, когда взгляд долгое время сосредоточен на близких предметах: учебнике, тетради, альбоме для рисования. Дети подолгу сидят у телевизора и компьютера, что существенно увеличивает нагрузку на глаза. Дополнительные занятия, недостаток сна, малоподвижный образ жизни - все это способствует ухудшению зрения. Способствует развитию близорукости и чтение лежа, оно вызывает нарушение кровоснабжения глазных мышц и их перенапряжение. Возникшая в младшем школьном возрасте близорукость еще не устойчива, но к 11—15 годам изменения в зрении закрепляются. Поэтому если вы заметили, что ребенок стал щуриться, часто моргать, тереть глаза и садиться близко к экрану, возможно, у него появились проблемы со зрением. Не откладывайте решение этой проблемы на потом, обратитесь к офтальмологу. Своевременно начатое лечение может приостановить или замедлить дальнейшее развитие заболевания, если все назначения и рекомендации врача будут выполняться точно.
Для профилактики нарушений зрения при работе за компьютером рекомендуется использовать специальные очки с антибликовым покрытием, которые делают изображение более четким, без отблесков и подавляют вредную часть синего спектра света монитора.
Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.
Врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.
Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у школьников, поскольку, если научить ребенка в делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой.
Гимнастика для глаз
1. Не поворачивая головы переведите взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый нижний угол. Повторите 5 – 8 раз.
2. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуем восьмёрку в пространстве по горизонтали, вертикали.
3. С открытыми глазами, не поворачивая головы, напишите в пространстве своё имя, фамилию, сначала маленькими буквами, а потом большими.
Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче.
Также немаловажным фактором для профилактики зрения школьника является освещенность в условиях школы, и его рабочий стол дома, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света.
При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски. Доска должна быть из материалов хорошего качества, обязательно с подсветкой.
Не позволяйте ребёнку лёжа читать и рисовать, особенно на боку, поскольку в этом положении глаза расположены на разном расстоянии от текста, нарушается фокусировка, быстро наступает переутомление. По этой же причине не рекомендуется читать в движущемся транспорте.
Рабочий стол ребёнка должен иметь рациональное освещение – источник света слева – окно или настольная лампа. Полезно дополнительное освещение с потолка или стен. Не рекомендуется смотреть телевизор или работать за компьютером в темноте. Резкий контраст быстро утомляет — появляются чувство напряжения и рези в глазах.
Сохранению нормального зрения способствует рациональное питание с достаточным количеством витаминов, особенно А и D. Это жирорастворимые витамины, больше всего их содержится в рыбе, печени животных, сливочном масле, яичном желтке, молоке. Витамин А образуется из каротина, содержащегося главным образом в оранжевых фруктах и овощах (шиповник, хурма, морковь, помидоры), а витамин D способен синтезироваться в организме ребенка под воздействием ультрафиолетовой части спектра солнечных лучей. Поэтому так важно пребывание ребят на свежем воздухе в середине дня, когда ультрафиолетовое излучение наиболее интенсивно.
Если ребенку рекомендуются очки, их необходимо обязательно носить так, как указал врач (постоянно, в кино, театре, при просмотре телевизионных передач). Ежегодно следует проверять остроту зрения и пригодность используемых очков.
Информацию подготовила инструктор-валеолог Батюкова О.В.