Меню

г. Минск, улица Яна Чечота, дом 2А

Справка:
(+375 17) 279-03-53
(+375 17) 279-03-40

Горячая линия:
(+375 17) 279-03-11

Платные услуги:
(+375 17) 279-03-53

Вызов врача на дом:
(+375 17) 316-09-81
(+375 17) 279-03-55

Телефон доверия УЗ «6-я городская детская клиническая поликлиника»
(+375 17) 279-03-59

Email: support@6gdkp.by

Оказаниe коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями

Речь — это самая молодая (в структуре онтогенеза) и самая сложная высшая психическая функция нашего организма. Полноценное функционирования этой сложной системы основывается на деятельности различных зон головного мозга, каждая из которых по-разному участвует в речевом процессе и выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.  Поражение какого-либо участка приводит к   специфическим  нарушениям речи.

В определенной мере условно, но в структуре речевой деятельности можно выделить:

  • произносительно-просодическую сторону речи,
  • объем лексического словаря,
  • грамматическое оформление высказывания,
  • связность и логичность повествования,
  • способность слышать и дифференцировать фонемы (речевые звуки),
  • моторную организацию речевого акта.

Очевидно, что оценивая развитие ребенка, важно обращать внимание не только на произношение звуков — внешнюю сторону речи, но и на способность ребенка воспринимать обращенную речь, адекватно поддерживать диалог и правильно подбирать слова в соответствии с передаваемым лексическим значением,  на способность выразить свою мысль в понятной оформленной фразе, на голосовые модуляции.

Нарушения только произносительной стороны речи в логопедии принято считать «легким» речевым нарушением. Совокупность нарушений по позициям грамматики, лексики, произношения, состояния фонематического слуха квалифицируются как тяжелые нарушения речи и подлежат коррекции в условиях структур специального образования учреждений образования.            

Внимательные и ответственные родители отслеживают развитие своего ребенка с рождения и, в случае сомнений, начинают бить тревогу ближе к двум годам. Законные представители имеют право обратиться напрямую за консультацией в ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации), прийти на консультацию в поликлинику. В случае оправданности родительских тревог ребенок до 3-х лет может получать коррекционную помощь в Центре раннего вмешательства (ЦРВ) системы здравоохранения  или в службе ранней комплексной помощи центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

В ЦРВ дети направляются врачом-неврологом поликлиники. Дети с выраженными  комбинированными (сочетанными) нарушениями до 3-х лет имеют возможность ранней коррекции также в ЦРВ и ЦКРОиР.

Для занятий в ЦКРОиР ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование.

Детям дошкольного возраста (от 3-х лет и до поступления в школу) педагогическая и психологическая коррекция оказывается  на базе учреждений дошкольного образования. Объем коррекционной помощи, специальные условия определяются в соответствии с выявленным нарушением и указаниями нормативных документов. Структура нарушения, степень выраженности, программа обучения определяется командой специалистов ПМПК (дефектолог, психолог, невролог, психиатр) после изучения медицинских документов и обследования ребенка.

Коррекции нарушения в учреждениях системы образования на уровне дошкольного образования могут быть организованы в двух вариантах: в специальных или интегрированных группах с реализацией специальных программ, ежедневными занятиями с дефектологом в группе и индивидуально;  в пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) с занятиями 2-3 раза в неделю.

На уровне общего среднего образования коррекция нарушения проводится также в ПКПП — при нерезко выраженных нарушениях, и при выраженных — в специальных школах, в специальных классах, в классах интегрированного обучения, в инклюзивных классах.

Зачисление ребенка в структуры специального образования для оказания коррекционной помощи возможно также только при условии согласия законного представителя с рекомендациями центра.

Согласно документам, регулирующим деятельность логопеда учреждения здравоохранения ( в частности - логопеда детской поликлиники), на занятия в поликлинике зачисляются дети, имеющие нерезко выраженные нарушения, т. е. дети, нарушение у которых может быть исправлено в режиме занятий 1-2 раза в неделю. Речевые нарушения, имеющие в своей структуре нарушения и грамматического строя речи, и  произношения требуют более массивного и системного воздействия; для таких детей в поликлинике предусмотрены только консультативные занятия. В ситуации речевого нарушения, имеющего вторичный характер, т. е. являющегося следствием нарушенного слуха, интеллекта,  своеобразия эмоционально-волевой сферы, предполагаются также только консультативные  занятия.

Консультативные занятия проводятся с периодичностью 1 раз в 3-4 недели, предполагают обучение родителей способам работы с ребенком и предоставление заданий для выработки определенного речевого навыка дома. Такой вариант организации коррекционной помощи  требует дисциплины не столько от детей, сколько от самих родителей.

Любая коррекционная работа проводится с ребенком только при условии согласия  законного представителя  с квалификацией нарушения (диагнозом).

В случае несогласия с заключением, логопедическая помощь в государственных учреждениях не оказывается и ответственность за развитие и обучение ребенка полностью возлагается на законных представителей.

 

 Учитель-дефектолог  Жукова Н.В.