Оказаниe коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями
Речь — это самая молодая (в структуре онтогенеза) и самая сложная высшая психическая функция нашего организма. Полноценное функционирования этой сложной системы основывается на деятельности различных зон головного мозга, каждая из которых по-разному участвует в речевом процессе и выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности. Поражение какого-либо участка приводит к специфическим нарушениям речи.
В определенной мере условно, но в структуре речевой деятельности можно выделить:
- произносительно-просодическую сторону речи,
- объем лексического словаря,
- грамматическое оформление высказывания,
- связность и логичность повествования,
- способность слышать и дифференцировать фонемы (речевые звуки),
- моторную организацию речевого акта.
Очевидно, что оценивая развитие ребенка, важно обращать внимание не только на произношение звуков — внешнюю сторону речи, но и на способность ребенка воспринимать обращенную речь, адекватно поддерживать диалог и правильно подбирать слова в соответствии с передаваемым лексическим значением, на способность выразить свою мысль в понятной оформленной фразе, на голосовые модуляции.
Нарушения только произносительной стороны речи в логопедии принято считать «легким» речевым нарушением. Совокупность нарушений по позициям грамматики, лексики, произношения, состояния фонематического слуха квалифицируются как тяжелые нарушения речи и подлежат коррекции в условиях структур специального образования учреждений образования.
Внимательные и ответственные родители отслеживают развитие своего ребенка с рождения и, в случае сомнений, начинают бить тревогу ближе к двум годам. Законные представители имеют право обратиться напрямую за консультацией в ЦКРОиР (центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации), прийти на консультацию в поликлинику. В случае оправданности родительских тревог ребенок до 3-х лет может получать коррекционную помощь в Центре раннего вмешательства (ЦРВ) системы здравоохранения или в службе ранней комплексной помощи центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
В ЦРВ дети направляются врачом-неврологом поликлиники. Дети с выраженными комбинированными (сочетанными) нарушениями до 3-х лет имеют возможность ранней коррекции также в ЦРВ и ЦКРОиР.
Для занятий в ЦКРОиР ребенку необходимо пройти психолого-медико-педагогическое обследование.
Детям дошкольного возраста (от 3-х лет и до поступления в школу) педагогическая и психологическая коррекция оказывается на базе учреждений дошкольного образования. Объем коррекционной помощи, специальные условия определяются в соответствии с выявленным нарушением и указаниями нормативных документов. Структура нарушения, степень выраженности, программа обучения определяется командой специалистов ПМПК (дефектолог, психолог, невролог, психиатр) после изучения медицинских документов и обследования ребенка.
Коррекции нарушения в учреждениях системы образования на уровне дошкольного образования могут быть организованы в двух вариантах: в специальных или интегрированных группах с реализацией специальных программ, ежедневными занятиями с дефектологом в группе и индивидуально; в пункте коррекционно-педагогической помощи (ПКПП) с занятиями 2-3 раза в неделю.
На уровне общего среднего образования коррекция нарушения проводится также в ПКПП — при нерезко выраженных нарушениях, и при выраженных — в специальных школах, в специальных классах, в классах интегрированного обучения, в инклюзивных классах.
Зачисление ребенка в структуры специального образования для оказания коррекционной помощи возможно также только при условии согласия законного представителя с рекомендациями центра.
Согласно документам, регулирующим деятельность логопеда учреждения здравоохранения ( в частности - логопеда детской поликлиники), на занятия в поликлинике зачисляются дети, имеющие нерезко выраженные нарушения, т. е. дети, нарушение у которых может быть исправлено в режиме занятий 1-2 раза в неделю. Речевые нарушения, имеющие в своей структуре нарушения и грамматического строя речи, и произношения требуют более массивного и системного воздействия; для таких детей в поликлинике предусмотрены только консультативные занятия. В ситуации речевого нарушения, имеющего вторичный характер, т. е. являющегося следствием нарушенного слуха, интеллекта, своеобразия эмоционально-волевой сферы, предполагаются также только консультативные занятия.
Консультативные занятия проводятся с периодичностью 1 раз в 3-4 недели, предполагают обучение родителей способам работы с ребенком и предоставление заданий для выработки определенного речевого навыка дома. Такой вариант организации коррекционной помощи требует дисциплины не столько от детей, сколько от самих родителей.
Любая коррекционная работа проводится с ребенком только при условии согласия законного представителя с квалификацией нарушения (диагнозом).
В случае несогласия с заключением, логопедическая помощь в государственных учреждениях не оказывается и ответственность за развитие и обучение ребенка полностью возлагается на законных представителей.
Учитель-дефектолог Жукова Н.В.